Работа процессуальной психологии с детьми с особенностями развития
Работа с детьми, имеющими особенности развития, требует от нас способности расшировать привычные способы взаимодействия. Эти дети могут испытывать трудности с традиционным общением и требуют от нас особого подхода. Нам необходимо учиться устанавливать связь с их уникальным внутренним миром, чтобы максимально эффективно до них «достучаться». Важно адаптировать свой стиль общения, чтобы соответствовать их потребностям и состоянию.
Я вспоминаю одну маму, которая обращалась к своему сыну, страдающему аутизмом. Она проявляла невероятную заботу, используя мягкие слова и нежные прикосновения, чтобы установить контакт с ребёнком. Несмотря на то, что он не всегда отвечал, его лицо светлело, когда она приближалась, и он реагировал на её голос. Её чуткость и любовь помогали преодолевать те преграды, которые казались непреодолимыми.
Многие взрослые общаются с детьми с особенностями развития так, будто они находятся в «нормальном» состоянии. Родители и учителя часто сильно хотят, чтобы ребенок отвечал, взаимодействовал и действовал так, как было бы свойственно обычному ребенку. В некоторых случаях они могут быть внимательными к физическим нуждам ребенка, но почти не обращают внимания на его эмоциональное состояние. Они могут считать, что ребенок не способен воспринимать общение, как обычный человек. Все эти реакции нормальны, и многие из нас не могут до конца понять, почему кто-то не отвечает так, как мы ожидаем.
В своем опыте взаимодействия с детьми с особенностями развития я заметила, что когда они чувствуют поддержку и понимание, они легче и охотнее начинают взаимодействовать с окружающим миром. Одним из примеров этой работы стал случай с моим сыном, который не говорил, но очень любил музыку. Мы решили использовать его увлечение для создания коммуникационного моста. Мы начали предлагать ему всевозможные музыкальные инструменты и даже микрофон и вскоре он начал сообщать свои мысли через проигрывание звуков, что позволило ему ощутить свою значимость.
Классы инклюзии в работе с детьми с особенностями развития показали одну важную проблему. Я заметила, что многие участники чувствоуют неуверенность и неловкость при общении с такими детьми. Буллинга практически не было, но обычно они держались на расстоянии и проявляли напряжение, словно между ними и детьми лежала гигантская пропасть. За этой неловкостью скрываются страхи общения с теми, кто воспринимает мир иначе, и личные трудности, связанные с близостью и эмоциональным контактом.
Я размышляла о том, как создать связь, и поняла, что использование различных методов процессуальной психологии может существенно помочь в этом. Мы должны обучать всех людей не только техническим навыкам, но и тому, как быть внимательными к внутреннему состоянию ребенка, чтобы установить с ним доверительные отношения. Это позволит нам находить новые пути взаимодействия, способствуя развитию и эмоциональному благополучию детей с особенностями развития.А сама процессуальная психотерапия раскрывает огромный потенциал для работы с людьми с ментальными нарушениями.