Телесные сигналы

чем они важны
Сигналы, идущие от тела

Как важен ритм сердца! Это основной сигнал, который говорит мне о внутреннем состоянии ребенка. Подобно дыханию, сердце открывает мне дверь в его мир: что его радует, чего он боится, в каких моментах он чувствует себя уютно и безопасно.

В начале общения с ребенком я могу считать, что он абсолютно безмятежен, даже неподвижен. Но стоит мне только положить его на себя, посадить на колени, обняв и покачивая, как я обнаруживаю, что его тело полно жизни. Я прислоняюсь головой на его спину или грудную клетку, и чувствую, как он начинает реагировать на меня. Постепенно, когда я начинаю завоевывать его доверие, его мышцы расслабляются, сердце замедляет свой ритм, и он начинает лучше воспринимать сигналы, которые посылаю ему я. Я не пугаюсь, если вначале моё собственное сердце колотится, а мышцы напряжены — это естественно. Мы оба находимся в процессе знакомства, и именно в этот момент начинается истинное взаимодействие. Я хочу, чтобы ребенок почувствовал, когда я успокоюсь — возможно, это станет ключевым моментом для его доверия ко мне.

В европейской культурной традиции принято игнорировать сигналы тела. Например, урчание в животе может вызвать неловкость. Когда рядом со мной кто-то извиняется за это, мне приходит на ум фраза «ничего страшного». Но разве не проще сказать, что этот человек, возможно, голоден? Так я могу предложить ему помощь или, по крайней мере, освободить нас обоих от неловкости.

К счастью, дети не стесняются своих телесных сигналов так, как это бывает у взрослых. Я могу и должна работать с ними, распознавать и адекватно реагировать на сигналы, которые они посылают. Не стоит ожидать от них особого понимания или интеллектуальной активности в этот момент. Моя первая задача — удовлетворить их потребности. Если ребенок напрягается при моем прикосновении, причин может быть много — холодные руки, непривычные текстуры, запах моего тела или даже мои собственные переживания. Я обращаю внимание на эти детали.

Перед тем как делать вывод о том, что у ребенка высокий уровень страха, я задумываюсь о том, что может быть причиной его дискомфорта: возможно, это связано со мной. Устранив факторы, вызывающие напряжение, я открываю для ребенка новые горизонты доверия. Моя адекватная реакция на его сигналы поможет ему почувствовать, что я понимаю его, и откроет путь к настоящему общению.
Made on
Tilda