Жестикуляция как часть коммуникации
о чем этот канал
Жестикуляция
Этот канал тесно связан с положением тела и почти автоматически переходит от языка тела к языку жестов. Однако замена конкретных понятий условными знаками — это уже достаточно высокий уровень абстракции. Поэтому коммуникация с помощью рук требует максимальной ясности. Это целый цикл обучения, который подчиняется всем законам дидактического процесса: сначала я даю самые близкие для ребенка понятия, постепенно повышая сложность, и немедленно подкрепляю успехи.
Самое главное — не перегружать программу. Я должна дать время на изучение и закрепление понятий. Это только мне кажется простым. Ребенок с ментальными нарушениями учится очень медленно и мыслит по-другому. Если я обрушу на него слишком много понятий сразу, он потеряется, уйдет в стереотипию или вообще перестанет работать со мной.
Общение с помощью жестов не имеет ничего общего с языком глухих, который очень сложен и требует навыка анализа и синтеза. Он отражает речь и включает грамматические формы, из отдельных символов строятся предложения. Жестикуляция больше напоминает танец и пантомиму — она должна очень упрощенно передавать четкие символы целых предложений и законченные сообщения.
Это язык, в котором нет места для нюансов, дифференциации или использования длинных названий. С помощью этого канала ребенок не скажет: «Дайте мне, пожалуйста, бокал кока-колы». Он просто скажет «пить». У этого ребенка именно такой уровень мышления. Разумеется, когда я показываю жест, я должначетко назвать его, выразить словами. Я придерживаюсь канонов разговора — так же четко произношу короткие фразы. Вместо витиеватого, длинного предложения я использую одно слово, именно так человек с особнностями поймет суть речи и начнет вслушиваться в звуки, которые я издаю.