Тело и его положение
о чем нам говорит тело
Поза и положение тела
Работая с детьми, имеющими нарушения интеллекта, я часто встречала таких, которые никогда не отрывают ног от пола. Даже сенсорный зал не помогал.
Никакая реабилитация или коррекционная гимнастика не помогает. Чаще всего оказывалось, что им нужна терапия.
Как правило, существуют две причины такого состояния. Первая — это высокий уровень страха, вызванный плохим знанием мира. Всё вокруг представляется угрозой, и тело постоянно должно быть начеку, поэтому ноги напряжены и не отрываются от пола. Вторая причина — плохое знание собственного тела, отсутствие самосознания и чувства границ. Это приводит к плохому контролю движений и ощущению пространства.
Я также встречаладетей, которые часто ходят с низко опущенной головой. Иногда за несколько лет это приводит к тому, что их голова и шея образуют с плечами прямой угол. Эти дети могут выглядеть гармонично, но отторжение возникает именно при встрече лицом к лицу. Такие особята понимают, что их лицо мешает установить контакт с окружающими, поэтому стараются его скрыть.
Я наблюдаю за детьми, которые иногда ведут себя странно — изгибаются, наклоняют голову, переплетают руки или ложатся на пол. Я анализирую такие ситуации, пытаясь понять, какой сигнал они подают. В знакомых ситуациях, когда они чувствуют себя в безопасности и довольны, они ведут себя нормально. Но вдруг — бабах! — их тело становится неестественно изогнутым, взгляд мутным. Включаетсят защита, понимание своих отличий дает запуск такому поведению.
Я стараюсь внимательно наблюдать за своим маленьким клиентом. Возможно, странная поза или, на первый взгляд, иррациональное поведение является именно сигналом. Если я это пойму, я смогу адекватно реагировать: снижать требования, успокаивать в стрессовых ситуациях, ободрять и деликатно убеждать ребенка в том, что он способен на многое.
Я не буду подробно объяснять общеизвестный язык тела, так как я знаю, что скрюченная поза может означать боль. Если при этом человек прячет голову и защищает её руками, он испытывает страх. Если ладони находятся в определённом месте, это может указать на болевую точку. Человек, стоящий прямо и обращенный ко мне лицом, явно не боится. Если он слегка согнут, сгорблен, наклоняет голову и опускает руки, скорее всего, он устал.
Я хорошо знаю этот язык, но поскольку чаще всего встречаюсь с людьми, которые могут говорить, и у меня мало времени, я разучилась им пользоваться. Я стараюсь снова внимательно научиться воспринимать такие сигналы.
Важно помнить, что я тоже могу говорить своим телом. Это делает меня более понятной и близкой, более живой — меньше похожим на транслятор. Я начинаю говорить с ребенком. Со временем я выработаю символический язык, начиная с языка тела, и буду создавать словарь для ребенка. С самых простых и четких понятий: поклон — это приветствие и прощание, переминание с ноги на ногу или топанье может означать «хочу идти», мотание головой — «не хочу», не говоря уже о движениях головы для обозначения «да» и «нет».
Если мой клиент научится заставлять окружающих удовлетворять его потребности, я постепенно научу его сообщать о них с помощью своего тела. Каждый раз, когда я понимаю, что он хочет сказать, и он выполняет этот своеобразный иррациональный ритуал принуждения, или как говорят отклоняющегосят неприемлимого поведения, я показываю ему, что он должен сделать, и только после этого выполняю его просьбу. Позже я игнорирую нежелательное поведение и продолжаю показывать. Однажды я замечу, что он впервые отправил сигнал, который я ему привила.
Немедленно подкреплю его, выполнив просьбу и проявив радость. Мы начали говорить друг с другом с помощью тела.Магия.