Как детей с РАС помощью лишают права на счастье…

Работа с детьми с расстройствами аутистического спектра — это особый путь, полный тонкости и внимания к внутреннему миру ребенка. Хочу поделиться своими мыслями, совершенно личными и не претендующими на истину.
Часто мы слишком мало знаем об аутизме, и именно поэтому главный принцип в работе — не навредить.

Запрос родителей часто звучит-научить говорить; ну или сделать нормой к школе;
вообщем «починить».
Родителей очень легко можно понять.Хочется спасти, помочь и максимально адаптировать к жизни в обществе и мире.
Мне довелось встречать самых разных детей с аутизмом. Самое мучительное — видеть тех, кто словно запрограммирован на выполнение чужих команд: они ходят с опущенной головой, делают механические движения, словно забыв о собственных эмоциях и желаниях.

Я стараюсь не стремиться«сделать из ребенка копию себя» — мне кажется важно не навязывать свои стандарты и ценности, а найти путь, который будет уважать его уникальность.
аутизм занятия
Гораздо больше мне по душе видеть ребенка, который может не слушаться, сидит в своем любимом уголке и смеется от души. Конечно, моя задача — чтобы в итоге мы вместе смеялись до слез, но это требует выбора правильных методов и большого терпения.

Встречаются дети, погруженные в хаос: у них одни способности развиты хорошо, другие — почти отсутствуют, и поведение бывает непредсказуемым — они могут резко проявлять агрессию. Часто это результат хаотичного «переключения» между разными методиками, когда каждый новый «гениальный» способ испытывается на ребенке без учета его чувств и стабильности. В таких условиях ребенок теряется, его внутренний мир становится нестабильным.

Поэтому я считаю важным для себя и коллег иметь четкую философию работы с ребенком с аутизмом — основу, на которой строится терапия и которая сохраняет постоянство и безопасность для ребенка. Ведь аутичного ребенка нельзя просто «включить» и «выключить», как переключатель: упражнения — часть его жизни, и очень важно, чтобы наша помощь делала эту жизнь лучше, а не усложняла ее.
А что если изменить свою точку зрения: вместо «я научу тебя жить в нормальном мире» нужно начать с себя. Нужно признать страх ребенка — он боится всего и всех, в том числе и меня. Поэтому моя задача — стать для него другом, завоевать доверие, помочь почувствовать безопасность. Сначала просто быть рядом, потом — вести за руку туда, где мир может стать понятнее и дружелюбнее.
При этом не обязательно строго следовать какой-то одной методике. Главное — найти подход, который исключает резкие перемены, дает ребенку право быть собой и уважает его чувства.
Нельзя заставлять его мгновенно перестраиваться — например, менять привычный маршрут прогулки или окружение. Каждое изменение — это новая ступенька, которую ребенок учится проходить заново.

Со временем, когда ребенок доверяет, можно постепенно вводить его в социальную жизнь. Это очень деликатный этап — создание круга близких людей, которые будут поддерживать, сопровождать и помогать в разных ситуациях. Для аутичного ребенка нет нейтральных людей — каждый либо друг, либо потенциальная угроза. Поэтому рядом всегда должен быть хотя бы один человек, готовый понять его страхи и прийти на помощь.
Расскажу вкратце какие этапы моей концепции терапии с учетом работы с аутоагрессией и другими проявлениями:
1. Построение отношений «Я с ребенком» — установление доверия.

2. «Мы вместе» — совместные действия и переживания.

3. Создание круга друзей — людей, с которыми ребенок чувствует себя в безопасности.

4. Разнообразные формы активности, учитывающие интересы и возможности.

5. Ввод ребенка в окружающий мир как источник радости и спокойствия.

6. Знакомство с новыми людьми вне близкого круга.

7. Работа над освобождением ребенка от излишней зависимости.

8. Поддержка самостоятельности и самостоятельного принятия решений.
Каждый ребенок с аутизмом уникален, и важно тщательно готовиться к встрече с ним, изучать литературу, быть чутким и внимательным к его сигналам. Терапия — это не только занятия с психологом, но и постоянное сопровождение в повседневной жизни.

 Главное — уважение к ребенку, терпение и готовность учиться вместе с ним. Пусть дети с аутизмом улыбаются, разрешают себя обнимать и целовать, смотрят в глаза и открывают свой мир.

Это и есть настоящее искусство — идти рядом, принимая ребенка таким, какой он есть.Спасибо за возможность об этом говорить и быть рядом с нашими детьми.
Made on
Tilda