немного о подходе в котором я работаю

Процесс-ориентированная терапия в работе с детьми с ментальными нарушениями

Захотелось начать свой рассказ, как я решилась объединить две своих больших любови:
Процессуалку и работу с особенными детьми.
Предыстория: несколько лет назад я заимела профессиональный кризис в связи с разочарованием методов и социального подхода к восприятию в принципе болезни и состояния ребенка.

⬇️погнали:


✅Важно! С точки зрения процессуальной психологии подход к пониманию детей с ментальными нарушениями отличается от традиционных моделей.

И тут ментальные нарушения не недостатки, а проявления внутреннего конфликта или искажения восприятия реальности.Такие нарушения являются с точки зрения подхода трансовыми состояниями, измененными состояниями сознания.
Основное внимание уделяется процессам, которые происходят в жизни ребенка, а не постулатам о том, что с ним «не так».
Минделл (создатель процессуальной терапии) подчеркивает важность восприятия каждого человека как уникальной личности с индивидуальным опытом, который имеет право быть услышанным и понятым.

Это означает, что поведение ребенка с ментальными нарушениями может быть интерпретировано как способ взаимодействия с окружающим миром и отражение его внутреннего состояния.


Вместо того чтобы фокусироваться на диагнозе, оценочности, терапевты интересуются, какие процессы стоят за поведением ребенка и что они могут рассказать о его потребностях, страхах и желаниях, также установить коммуникацию с ребенком в любом состоянии, даже паллиативном.
И это очень сильно помогает плавно лавировать в зоне ближайшего развития любого ребенка.Без насилия и директивности.
Арнольд Минделл выделяет два типа процесса — первичный и вторичный.

Первичный процесс включает в себя то, как ребенок воспринимает и идентифицирует себя: его чувства, мысли, поведение.

Вторичный процесс чаще всего связан с тем, что ребенок подавляет или не осознает. Например, ребенок с ментальным нарушением может испытывать страх или тревогу, которые проявляются в агрессивном поведении или социальной изоляции.
Важно помочь ребенку прожить или позволить взрослому рядом признать и прожить совместно эти подавленные чувства и найти безопасные способы их выражения.
Чаще это работа с сигналами тела, но есть еще много «точек входа» в процесс ребенка, включающие его близкое окружение, полевые процессы и т.д.Но об этом буду писать потом.
Еще одним из ключевых аспектов процессуального подхода является внимание к "краям" — тем местам, где внутренний и внешний миры пересекаются.
Края-это защитники привычного, знакомого нам нашего поведения, некий переход , который необходимо пройти, но вот "как он охраняется и кем" каждый раз сюрприз.

Для ребенка с ментальными нарушениями такие "края" могут выражаться в том, как он воспринимает окружающую среду и взаимодействует с ней. Например, если ребенок реагирует на громкие звуки или яркие цвета с чрезмерной чувствительностью, это может указывать на его внутреннюю борьбу и потребность в защите.
Также важно учитывать, что процессуальная психология не рассматривает ментальные нарушения как предопределяющие факторы судьбы ребенка.

Ребенка не тянут всеми силами на уровень нашего повседневного восприятия, как принято и хотят взрослые, это часто оборачивается лишь заучиванием команд, а внутренний кризис усиливается и оборачивается новыми проблемами.

Мы наоборот стараемся «занырнуть» на уровень сознания ребенка, и дать развернуться тому, что происходит в его сознании, дать этому место, быть рядом и создавать принимающее любящее пространство для самовыражения.

Работа с детьми через процессуальную психологию также включает взаимодействие с родителями и другими членами семьи, чтобы создать целостное понимание ситуации. Системный подход позволяет учитывать влияние семейной динамики на состояние ребенка и помогает всем участникам процесса осознать свои роли в поддержке и развитии ребенка.
В конечном итоге, процессуальная психология Арни Минделла предлагает глубокое понимание и апробацию подхода, ориентированного на процесс, где ребенок с ментальными нарушениями рассматривается как целостная личность с уникальным опытом. Этот подход не только помогает выявить и проработать внутренние конфликты, но и открывает новые возможности для роста и развития, позволяя ребенку реализовать свой потенциал и наладить гармоничные отношения с окружающим миром.
Made on
Tilda